Опера “Князь Игорь” Бородина: история создания, содержание | “Князь Игорь” в Большом театре Минска

Друзья, как давно были в театре и слушали оперу. Опера “Князь Игорь” Бородина интересна не только по своему содержанию, но и своей историей создания. “Я не поклонник оперного искусства” – так подумали сейчас некоторые и я, еще полгода назад, подумала бы также. Но, случилось неожиданное, однажды попав на постановку А.П. Бородина “Князь Игорь”, изменила свое отношение к этому виду искусства.

Как создавалось это произведение, о чем оно, что за человек Александр Порфирьевич Бородин. Почему содержание этой постановки актуально было 100 лет назад, актуально и сегодня, о чем эта опера. Заглянем в Большой театр Минска, где в 2019 году состоялась премьера.

Опера “Князь Игорь” Бородина

Опера “Князь Игорь” много значит для театралов постсоветского пространства, да и всего мира. Мне же посчастливилось познакомиться с этим великим произведением в Минске в Большом театре Беларуси. Это первое знакомство с оперой, как одним из видов искусства, с театром Беларуси, и то, и другое не разочаровали. 

Многие театры считают за честь иметь в своем репертуаре оперу “Князь Игорь”. Сто с лишним лет звучала она в редакции от 1890 года, за последнее десятилетие появился новый взгляд на авторскую версию А.Бородина.

Творческая команда Большого театра Беларуси, используя все современные научные исследования, а также историю создания произведения и собственный постановочный опыт, подготовила свою музыкальную редакцию оперы “Князь Игорь” и 15 сентября 2019 года состоялась премьера. 

Автор оперы “Князь Игорь”

Композитор Бородин Князь Игорь

Александр Порфирьевич Бородин, годы жизни 1833 — 1887, был не только великим композитором, но и ученым-химиком. Всю жизнь, он умело лавировал между этими двумя талантами. Когда-то ученый выходил на первое место, а когда-то музыкант.

Его современники – ученые упрекали Александра, за напрасную трату времени на музыку, а музыканты – за то, что растрачивает себя понапрасну в науке. В контексте статьи, нам интересен А.П. Бородин, как музыкант. Композитор А. Бородин создал произведения для ценителей “высокой” музыки, а также для дилетантов.

Для оркестра было написано 3 симфонии, принятые и полюбившиеся слушателям. Свыше десятка произведений для камерного инструментального оркестра, для фортепиано и романсы. Опера “Князь Игорь” до конца дней занимала в жизни музыканта особое место. Теперь подробнее, как она создавалась.

История создания оперы “Князь Игорь”

Создание оперы Князь Игорь

Создание оперы “Князь Игорь” Александром Бородиным проходило долго и мучительно, началась история в апреле 1869 года. По совету критика В.В. Стасова, который был дружен с Александром и знал его музыкальные способности, Бородин использовал древнерусское произведение “Слово о полку Игореве”, как основу для своей оперы. Эта тема настолько была близка и интересна ему, что за 6 месяцев были написаны почти все разделы будущего спектакля. 

Затем другие дела и события в жизни, отрывают музыканта от этого проекта. Прошло долгих пять лет, прежде чем А. Бородин вернулся к “Князю Игорю”, но полностью отдаться работе над ней музыкант не мог, из-за необходимости дорабатывать другие свои композиторские замыслы. 

В 1874 -1880 годы были написаны многие сцены оперы, и с этого времени некоторые отдельные оперные партии исполняются на концертах. Опера “Князь Игорь” писалась восемнадцать лет, до самой смерти композитора в феврале 1887 года. К этому времени, судя по последним исследованиям, произведение было фактически закончено. 

Последние штрихи были поставлены друзьями и соратниками Бородина по “Могучей кучке”, композиторами А.К. Глазуновым и Н.А. Римским-Корсаковым. Близкое знакомство и тесное общение позволило им доработать произведение так, что сохранилась его целостность. Мариинский театр Санкт-Петербурга представил зрителю премьерную постановку оперы “Князь Игорь” 4 ноября 1890 года.

По своему жанру эту постановку относят к эпической. То есть основанной на эпосе, повествующей о героическом прошлом, о подвигах и силе духа, как отдельной личности, так и народа в целом.

И вот, новый взгляд на всемирно известное произведение, в постановке Большого театра Беларуси, надеюсь он еще более приблизил его к авторской версии. 

Короткое знакомство с оперой “Князь Игорь” Бородина, оставило след в душе. Захотелось узнать больше об авторе, о творческом коллективе Большого театра Беларуси, и поделиться информацией.

Краткое содержание оперы

Либретто написано автором А. Бородиным, по мотивам “Слова о полку Игореве”. 12 век нашей эры, древняя Русь борется с врагами, которые окружают молодое государство, народ стонет от постоянных набегов кочевников. Русь разделена на княжества и внутри страны ведется междоусобная война. Вот и князь Игорь Святославич выступает против половцев без поддержки Киевского князя.

Не прилично ли будет нам, братия, начать древним складом печальную повесть о битвах Игоря, Игоря Святославича!

В переводе Василия Жуковского «Слово о полку Игореве»

Неизвестный нам автор поэмы описывает обстановку того времени и, возвышенным поэтическим языком, основное внимание уделяет героическим качествам исторических личностей. Воспевает патриотизм и смелость простого народа. Князь Игорь в его изложении, несмотря на поражение и плен, не теряет силы духа и решимости продолжать борьбу.  

Главные герои

Игорь Святославич, князь Северский правил крепостью Путивль, которая входила в число княжеств Древней Руси. Его вторая жена – Ярославна, надежная помощница своему мужу. Владимир Игоревич – сын князя от первого брака.

Владимир Ярославич Галицкий – брат Ярославны, нашедший приют у князя Игоря от гнева отца. Кончак – половецкий князь, у которого Игорь с сыном был в плену. Княжна Кончаковна – дочь Кончака, влюбленная в княжича Владимира.

Главные герои оперы Князь Игорь

Скула, Ерошка – ратники и скоморохи, трусливые и лицемерные. Няня Ярославны, половецкая девушка, девушка, украденная Галицким, отец девушки. Дружина Галицкого

Первое действие

Картина первая. Действие происходит в древней русской крепости Путивле. Игорь Святославич, князь Северский собирается со своей дружиной в поход против половецких кочевников. Неожиданно мрак окутывает город, солнечное затмение пугает народ. Бояре советуют Игорю отложить поход, так как видят в этом природном явлении предупреждение о бедствии.

Путивль существует и сегодня, это небольшой провинциальный городок в Сумской области Украины.

Но князь решительно настроен идти войной против врагов своей родины, он считает делом чести освободить свой народ от ига половецких захватчиков. Власть в городе и заботу об Ярославне поручает ее брату князю Владимиру Галицкому. Тот клянется исполнить волю Игоря.

Отважные воины, возглавляемые князем Игорем и его сыном, уходят в поход. Среди дружинников находятся два труса – Ерошка и Скула, которые не хотят воевать, бросают доспехи и убегают к Галицкому, потому что там всегда «весело и сытно».

Картина вторая. Княжеские палаты Галицкого, сюда прибежали Ерошка и Скула, здесь собрались все, кто недоволен правлением Игоря. Во дворце пируют приспешники, чествуя его, как будущего правителя Путивля.

Владимир хочет воспользоваться ситуацией, когда князь Игорь в походе и делится своими планами захвата власти в Путивле. Мечтает о том, как весело будет жить, а Ярославна будет отправлена в монастырь, молиться за него. 

Князь Галицкий опера Князь Игорь

Разгулявшиеся дружинники потешаются над бедной девушкой, которую выкрали на забаву князю. За нее приходят просить ее отец и подруги, они умоляют Владимира отпустить девушку. Князь же считает, что она должна радоваться тому, что живет в палатах княжьих, и прогоняет их.

Картина третья. Дворец князя Игоря, Ярославна переживает о том, что нет известий от мужа. Тревожится ее сердце, на душе печаль от долгой разлуки с любимым. От тяжелых мыслей ее отвлекают девушки. Они просят помочь освободить, насильно удерживаемую Владимиром подругу. Рассказывают Ярославне о распутном поведении Галицкого и о беспорядках, которые устраивают его пьяные дружинники.

В это время к Ярославне приходит Владимир, она требует ответа за грязные дела. На что князь угрожает сместить ее с трона и занять его, так как Игоря нет. Ярославна, зная предательскую натуру своего брата, грозит отправить его к отцу. Владимир боится гнева отца и отшучивается. 

Во дворец приходят бояре и сообщают, что на город идет вражеское войско, дружина Игоря разбита, он и его сын Владимир взяты в плен. Ярославне становится страшно, но бояре заверяют ее в поддержке и напоминают, что она княгиня и на ней лежит забота о народе.

Ярославна из оперы Князь Игорь

Этими обстоятельствами пытается воспользоваться князь Галицкий и требует объявить его князем Путивля. Бояре отказываются, Ярославна собирает все свое мужество и возглавляет оборону города. Набат сообщает, что враг захватил ближайшие селенья, горят поля и дома. 

В этой ситуации, каждый выбирает то, что ему ближе. Галицкий бросает дружину и пытается сбежать. Горожане бегут на защитные стены, готовые умереть в битве. Бояре встают на оборону города вместе с Ярославной. 

Действие второе

Картина первая. В стане половецкого хана Кончака праздник, много захвачено добычи, много пленников привели из удачного похода кочевники. За этим, с горечью, наблюдает князь Игорь с княжичем Владимиром. Каждый из них думает о своем.

Княжич влюблен в дочь Кончака и она пылает любовью к нему. Поздней ночью они встречаются, Владимир сообщает о том, что отец против их брака, это ранит девушку, надежда на счастье с любимым улетучивается. Их встречу прерывают шаги Игоря, княжич спешно удаляется.

Все мысли князя Игоря о свободе, о том, как “искупить свой позор”. Зрелище сотен пленников, которых приводят половцы и, невозможность исправить ситуацию и защитить свой народ, не дает покоя.

Хан Кончак тешит себя надеждой, породнится с князем Игорем и приобрести в его лице союзника. Но князь не скрывает своих планов бороться с захватчиками, как только появится такая возможность.

Чтобы отвлечь князя от печали Кончак, устраивает для него пышное торжество, на котором Игорь почетный гость. На празднике танцует Кончаковна – любимая дочь хана. и он любуется и гордится ею. Страстные, огненные пляски девушки увлекают княжича в объятия возлюбленной. 

Хан наслаждается властью, и не замечает, как скрывается князь Игорь. Ему помогают сбежать. Владимир решает остаться с княжной Кончаковной. Когда выясняются детали побега, казнят всех стражников, княжича спасает княжна.

Половецкие танцы из оперы Князь Игорь

Картина вторая. Городская площадь Путивля. Много времени минуло с того момента, как провожала Ярославна мужа в поход, она часто приходит на это место, где прощалась с любимым. Много слез выплакано, ее плачь, такой же, как всех женщин, проводивших, и не дождавшихся с поля битвы, мужей.

И тут внимание привлекают двое всадников, в одном из них узнают князя Игоря. Крики радости достигают ушей Ярославны, сквозь толпу она пробирается к мужу. Долгожданная встреча не только мужа и жены, но и встреча народа и защитника. 

Люди, с нетерпением и надеждой ждут княжеского слова, оно поднимает их боевой дух и веру в победу над ворогами. Князь не собирается отдыхать, он возглавит освободительную войну и народ поддержит своего князя-батюшку. В эпилоге горожане, торжественно и величаво, славят князя Игоря.

Возвращение князя Игоря

Опера “Князь Игорь” в постановке Большого театра Беларуси

Дирижер-постановщик Александр Анисимов, народный артист Беларуси, проведя кропотливые исследования истории написания оперы и ее сценической судьбы, а также версии музыкантов последнего времени, пришел к новому, собственному взгляду на это произведение. Создается оригинальная музыкальная редакция, которая становится основой спектакля-оперы в 2-х действиях с прологом и эпилогом “Князь Игорь”.

Режиссер-постановщик Галина Галковская, считает для себя важным в театральной постановке, передать историческую правду. Поэтому еще до начала работы над спектаклем размышляла о главном герое князе Игоре с точки зрения А.Бородина, а также исторических летописей.

Свое сложившееся мнение об Игоре, как о сильном человеке, с большой ответственностью за свой народ, режиссер отразила в постановке. Плененный, но не предавший свои идеалы, свое достоинство не потерявший князь, может и сегодня служить примером, как для молодежи, так и для зрелых людей.

Галина считает, что данный спектакль о людях, как и Игорь, сильных духом, умеющих нести ответственность за свои ошибки, а еще о тех, кто может прощать, любить и ненавидеть предательство и коварство. Все это хорошо читается в постановке. 

Большой театр Беларуси

Предательство князя Владимира Галицкого, гуляки и развратника, в тяжелое время осады Путивля. Мужество и смелость Ярославны, жены Игоря, возглавившей оборону города. Бегство Игоря из плена с мыслью отстоять свободу родной земли…

Как не сказать о такой важной личности в постановки оперы, как хормейстер. В данном случае хормейстер-постановщик Нина Ломанович, которая, как сама признается, уже не впервые ставит оперу “Князь Игорь”. Но, новая версия оперы, считает Нина, стала более эмоционально насыщенной, стремительной.

Что касается хоров, то здесь можно услышать, и роскошь женских хоров, силу и мощь только мужских, и вообще в данной опере много хоровых сцен. А как в эпилоге мощно народ славит князя Игоря и защитников города. Это проникает в душу, благодаря хоровому исполнению. 

Половецкие пляски, в основу положена хореография великого Михаила Фокина. Более 100 лет существует данная хореография, но она все также современна и хорошо вписалась в новую оперную версию. Балетмейстер-постановщик Юрий Троян народный артист Беларуси сохранил всю прелесть хореографии Фокина. Без трепета не возможно смотреть на эти танцы, они завораживают и ты не можешь глаз оторвать. 

Половецкие пляски опера Князь Игорь

Над постановкой оперы “Князь Игорь” в Большом театре Беларуси работал огромный коллектив замечательных людей, это и свет, и декорации, и костюмы. Ведущие исполнители, хор, оркестр, огромное спасибо всем этим артистам и музыкантам за доставленное наслаждение.

Большой театр Беларуси: адрес, цена билетов

Здание национального академического театра оперы и балета располагается в Минске на площади Парижской Коммуны, 1. От фасада здания вниз идет аллея, само здание окружено дорожками с местами отдыха.

Жалею, что мы перед спектаклем не запланировали ранний выход из дома, и поэтому не смогли в полной мере оценить красоту места расположения здания театра, а после спектакля, это уже было около 23 часов, в феврале темно, даже если горят фонари.

А еще хотелось не расплескать, то ощущение возвышенности и красоты, которой было наполнено сердце и гулять не было желания.

Большой театр Беларуси адрес

Перед спектаклем успели зайти в буфет, а как быть в театре и не зайти в буфет. Выпили по чашке чая с бутербродами и побродили в фойе. Красивые колонны, хрустальные люстры, фортепьяно, все торжественно, никакой суеты и беготни.

Внутреннее убранство зала: красный бархат и позолота. Зал, на мой взгляд, небольшой, привыкли, что нам по телевизору все концерты со стадионов показывают, а тут с последнего ряда в бельэтаже, можно было без бинокля увидеть лица актеров.

К началу спектакля зал заполнили зрители самого разного возраста. По соседству заметила семьи с детьми лет 12, а через проход – ухоженные дамы 60+. Ещё поразило, что было много молодежи 20 – 30 лет, это дало повод думать, что театру быть, что серьезное искусство тоже интересует молодежь.

Удивила стоимость билетов, разбег такой от 9 белорусских рублей до 130. Берем в среднем, что белорусский рубль равняется 30 — 34 российским рублям, то соответственно билеты стоят от 270 до 4400 российских рублей.

Исходя из этого расчета, понимаешь, что в театр может сходить и не очень обеспеченный человек. Тем более, что никакого фейс-контроля не заметила. Все были одеты аккуратно, немного торжественно. Никакой вычурности в одежде зрителей, в глаза не бросилось.

Стоимость наших билетов была 9 белорусских рублей плюс 2 рубля комиссионных за покупку онлайн на сайте Teatr.by, то есть за, приблизительно, 350 российских рублей мы побывали в Большом театре в столице государства. Это равносильно сходить в кинотеатр в провинциальном городке в России.

Заключение

Опера “Князь Игорь” Бородина идет на сценах многих театров, основные номера из спектакля можно посмотреть онлайн, и в том, и в другом случае впечатление испытываешь сильное. Коротко рассмотрели историю создания оперы, ее краткое содержание, познакомились с Большим театром Беларуси и его талантливыми людьми.

Великая сила искусства способна разрушить любые стереотипы, например, такой: в опере ничего не понятно, там только поют и слов не разобрать. Хочу сказать, во-первых, не только поют, в во-вторых, о чем поют можно прочитать. Во всяком случае, в том театре, где была, было так. 

Если не были на постановке оперы “Князь Игорь”, найдите возможность увидеть этот замечательный спектакль, вы не пожалеете. Вы слышали эту оперу, поделитесь своим мнением, расскажите в комментариях в постановке какой труппы видели.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *